Вращение колеса судьбы

Манасаровар

Завораживающая красота озера, окружающий его величественный пустынный пейзаж пробуждают священный трепет в душах паломников, пришедших совершить кору и принять омовение в его священных водах.

Последователи буддизма полагают, что Манасаровар — легендарное озеро Анаватапта, из которого берут начало священные реки Инд и Ганг. Согласно легенде, в озере купалась Махамайя — Великая Майя, мать Будды, перед тем как родить сына.

В тантрическом буддизме озера Манасаровар и Ракшас-Тал — олицетворения солнца и луны. Причем озеро богов Манасаровар противопоставляется демоническому Ракшас-Талу. Пресная вода Манасаровара считается «живой», тогда как вода Ракшас-Тал «мертвой»: она солоновата, мутна, в ней нет водорослей и рыбы. Ассоциацию с небесными светилами подчеркивает еще и то, что Манасаровар имеет круглую форму, сравнимую с Солнцем, источником света, а Ракшас-Тал — вытянуто и напоминает полумесяц — символ ночи и тьмы.

Существует определенный ритуал омовения: сначала надо погрузиться в «мертвую воду» Ракшас-Тал, чтобы «умертвить плоть», а затем нужно окунуться в Манасаровар, чтобы плоть полностью «обновилась».

 

В древности вокруг озера стояло восемь монастырей.

Вместе они символизируют Колесо Жизни (бхавачакра), или Круг Сансары, Круговорот Перерождений, — одну из ведущих концепций буддийской модели мироздания. В соответствии с ней любое живое существо с его чувствами, желаниями и продиктованными ими поступками замкнуто внутри Колеса Жизни, где его ожидает бесконечная цепь перерождений. В центре озера — место перерождения, а монастыри находятся в месте сочленения спиц колеса с ободом.

Понятно, что для буддиста оказаться на озере Манасаровар и совершить кору — обойти его и побывать во всех восьми монастырях — означало совершить один поворот Колеса Судьбы. К нашему времени некоторые превратились в развалины (Черкип, Йернго, Бёнри), прочие — действующие.

Труго и Сералунг восстановлены в 1984 г. от последствий «культурной революции». От стен Госсула начинают кору индуисты.

Чиу стоит на высоком холме, с которого открывается вид на все озеро. Монастырь совсем невелик, но считается очень значимым для последователей тибетского буддизма. В нем хранится скульптурное изображение Будды-Чомденте, сделанное, как утверждается, еще при его жизни. Рядом с монастырем — пещера, где последние семь дней жизни провел Падмасамбхава — основатель тибетского буддизма Гуру Ринпоче. В пещере есть камни, на которых, как верят буддисты, видны отпечатки рук и ног Падмасамбхавы.

Лангбона посвящен Шакьямуни. Монастырь окружен пастбищами, куда зимой пригоняют скот кочевники.

Между 1949 и 1980 гг. район вокруг озера был закрыт властями КНР для паломников из других стран. Ни один иностранец не мог ступить на эти земли.

В период «культурной революции» монастыри подверглись поруганию, предметы культа были выброшены в озеро Манасаровар. В 1980-х гг. было получено разрешение властей КНР, и монастыри долго восстанавливали, извлекая из озера священные реликвии и возвращая их на место поклонения.

Лишь в конце 1980-х гг. озеро снова стало частью международных паломнических маршрутов.

Вблизи Манасаровара бьют горячие радоновые источники. Один из главных источников заработка для монахов окрестных монастырей — предоставление возможности для паломников принять радоновую ванну.